|
День, который мы выбрали для путешествия на остров Русский, выдался
ясным. Немного прохладно, но солнце светит уже по-весеннему, щедро расцвечивая
морскую волну в ярко-аквамариновый, а прибрежные сопки нежно-зеленый цвета. Вдалеке,
здесь же на острове, только с другой стороны, ведется грандиозная стройка –
город готовится к саммиту. Там шумно, рокот мощнейшей техники, клубы пыли
из-под колес самосвалов, словом, работа кипит круглосуточно. На причале, к
которому пристал наш катер, намного спокойнее, размереннее и тише. Шум прибоя и
удары волн о причальную стенку действуют умиротворяюще. Такой настрой – это то,
что нам сейчас нужно, ведь цель нашей поездки на остров – святая обитель – Свято-Серафимовский мужской монастырь. За деревьями уже видны золоченые купола храма. Солнечные лучи, попадая
на освященное золото, отражаются и дают миру еще больше света, чем само солнце.
Мы подходим к воротам монастыря…
Добротные
монастырские ворота. У входа привратник встречает желающих посетить святую
обитель, а вход здесь открыт для всех. Страждущим, не имеющим крыши над
головой, потерявшим душевный покой здесь
обеспечат приют. Обитатели монастыря шутят: «Не
бойтесь, в монахи сразу не постригут, – и дальше уже серьезнее, – наш образ
жизни – не каждому под силу». Однако прийти
пожить, поработать здесь, успокоить душу может каждый.
Кстати на воротах висит объявление – местному населению
монахи предлагают молоко по цене 30 рублей. Пожилая женщина с бидончиком
советует попробовать:
– Молоко хорошее, жирное, да и продают здесь дешевле, чем
местные. В сезон можно и мед купить, тоже качественный – не «женёный», – и
поясняет. – Это когда в мед добавляют растопленный сахар, чтобы больше было.
Хозяйство в монастыре крепкое. Оно же является одним из источников дохода – братья держат коров, ловят
рыбу, выращивают овощи, есть и своя пасека. Распорядок дня по уставу. А он, как
водится, у каждого монастыря свой, но при этом традиционный – подъем до зари, служение
Богу, работа на благо обители, отход ко сну. Помимо хозяйства монастырь
продолжает отстраиваться – возводятся кельи для монахов и послушников и гостиница
для приезжих, в планах – разбить на территории храма сад и новый огород.
Словом, забот хватает, а рук маловато – сейчас в монастыре 20 человек монахов,
послушников, трудников. Зимой, как показывает опыт предыдущих лет, соберутся
человек 40.
На пасеке, которой заведует монах – брат Питирим, нам
пришлось испытать небольшой стресс. Пчелы с долгожданными весенними лучами
солнца оживились и казались очень агрессивными.
А на пасеке тем временем полным ходом идет подготовка к летнему медосбору. Пасечник – это призвание, считает
хозяин. Главное, конечно, найти общий
язык с пчелами. Судя по тому, как Питирим смело вытаскивает рамки с сотами,
совершенно не опасаясь грозно жужжащего растревоженного семейства, контакт
«пасечник-пасомые» есть. Не исключено, что навыки приобретены не здесь – в
монастыре. Говорить об этом не принято, как и обо всем, что касается мирской
жизни. Мы и не настаиваем.
Побывать на пасеке и не получить дозу адреналина в виде
пчелиного жала – так не бывает. Его получил мой попутчик, и не куда-нибудь, а
прямо в нос. Однако брат Питирим успокоил:
– Пчелы находят на теле человека больное место и жалят
именно в него, а пчелиный яд – очень лечебный.
Монастырский двор можно назвать памятником истории. Но
история эта – не русского православия, а, скорее, воинской славы нашей страны.
В прошлом это мощнейшие фортификационные укрепления Владивостокской
крепости, затем, в советское время, территория одной из воинских частей, сейчас
на смену воинам-защитникам пришли духовные воины-монахи. Длинное, казарменного типа одноэтажное здание в глубине
двора – главный храм монастыря, когда-то приполковая церковь 34-го Сибирского
стрелкового полка, затем клуб. В 80-х здание пострадало от пожара, и двадцать
лет с лишним здание простояло заброшенным, с провалившейся крышей. И только в осенью 2000 года сюда пришли послушники, трудники и по старым
фотографиям начали восстанавливать разрушенный храм, был создан приход в честь
преподобного Серафима Саровского и начала образовываться монашеская община.
Здание церкви и необходимое для существования монастыря количество земли было
передано администрацией города Владивостока Владивостокской епархии.
Монастырь был открыт в 2002 году по благословению
архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина – единственный островной
монастырь на российском Дальнем Востоке. Его настоятелем стал игумен Никон,
приехавший из Кинельского района Самарской области. Монахи, которые здесь живут
с момента образования обители, помнят к чему они приехали, спать на ящиках
из-под картофеля приходилось. Теперь их быт вполне устроен, и, более того, они
имеют возможность защитить и обогреть нуждающихся в помощи, а это значит, что
одно из основных богоугодных дел монашествующей братии в Свято-Серафимовской
обители исполняется.
|